Фатализм или есть ли у неевреев воля?

69+Вопрос: Я читал, что у евреев есть две части души: божественная и животная. В течение жизни евреи делают волевые выборы, истоком которых является одна из двух частей души. У неевреев же нет божественной души, а только животная. Тогда выходит, что жизнь нееврея — это полный фатализм. Есть ли у неевреев воля?

Ответ: Вы задали очень глубокий вопрос. Проблема свободы выбора занимает центральное место в иудаизме. Рамбам категорически отвергает идею фатализма, отрицающую способность человека что-то изменить в своей судьбе."Каждому человеку дана возможность идти по его желанию в сторону добра, и быть праведником, или в сторону зла, и быть злодеем," — пишет он. Этот принцип Рамбам называет важным принципом и основой всей Торы и заповедей. Ведь отрицание свободы воли лишает смысла представление о награде и наказании, полагающемуся человеку за его поступки. А вера в  награду и наказание является одной из основ веры по мнению даже тех мудрецов, которые не согласны с Рамбамом (в вопросе количества основ веры) и ограничивают сформулированные им тринадцать принципов веры до трех.

Нет сомнений, что обязанность свободного выбора добра относится ко всем людям. Это и есть важнейшее свойство человеческой природы, заложенное в нем Творцом. Поскольку свобода выбора вытекает из воздаяния за заповеди, то можно говорить о различии в природе свободы выбора. Евреям заповеданы 613 заповедей, и божественная душа выражает эту связь со Всевышним. В Тании душа сравнивается с канатом, сплетенным из 613 нитей. Но и у еврея выбор относится к животной душе, точнее к ее интеллектуальной части, иногда называемой «разумной душой». Ведь самоидентификация человека — это его животная душа, та часть сознания, которая воспринимает окружающий материальный мир, размышляет и принимает решения.

Ко всему остальному человечеству Всевышний предъявляет менее строгие требования — семь заповедей. Они носят иной характер, чем 613 заповедей, и в этом смысле свобода выбора, которая дана потомкам Ноаха, иная. Суть семи заповедей — это совершенствование мира, созданного Всевышним, реализация слов пророка Ишаяу (Иса́йя): “Ибо так сказал Г-сподь, сотворивший небеса, Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить. Я – Г-сподь, и нет иного.” Заповеди эти постижимы для человеческого разума по своей сути, и поэтому предоставляют возможность влиять и на мир и на самого себя. Человек, соблюдающий семь заповедей, которые были даны Ноаху, а затем стали частью Синайского откровения, влияет и на собственную душу, в том числе и на свою способность выбора. Рамбам иллюстрирует это влияние на примере египетского фараона времен десяти египетских казней. Хотя изначально он обладал полнотой свободы выбора, решение противодействовать воле Всевышнего огрубило его сердце, что в результате и лишило его свободы выбора. Поэтому в последних казнях сказано, что Всевышний ожесточил его сердце.

То есть лишь принципиальный выбор зла может лишить человека свободы выбора между добром и злом. С другой стороны,  строго соблюдающий семь заповедей нееврей называется праведником народов мира и удостаивается будущего мира, возвышая собственную душу. Его свобода выбора достигает наиболее возвышенной ступени.

Автор: р. Михаэль Кориц