Евреи и народы мира: вместе готовим мир к приходу Машиаха

В наше время либерального мышления и борьбы за равноправие могут ли евреи говорить о себе, как об избранной нации, ведь такое заявление коробит многих интеллектуалов как постыдное и тщеславное? Как евреи смеют убеждать мир в том, что они лучше других?!

Однако было бы большой ошибкой считать, что признание евреев избранным народом говорит о их высокомерии. Суть здесь в ином: Всевышний не выбирал себе любимчиков, просто евреи избраны для особой, специфической миссии. Их предназначение заключается в распространении среди всех народов учения про Творца и Его требований к людям. Таким образом, сама цель еврейской избранности никогда не дает евреям забыть, что Всевышнему важны не только они и не только их служение, люди всех национальностей обязаны служить Творцу.

Можно ли представить себе более уничижительную роль, чем быть созданным лишь для того, чтобы объяснять другим, что Всевышний их тоже любит и нуждается в них?

Здесь кроется ответ на вопрос, почему евреи отговаривают потенциальных геров пройти гиюр. Еврейство – не закрытый элитный клуб, куда не пускают чужаков. Некоторые люди, желающие стать евреями, ошибочно полагают, что лишь так они приблизятся к Б-гу и будут вести угодную Ему жизнь. Однако Творец каждого создал в соответствии с отведенной для него в этом мире ролью. Если нееврей захочет пройти гиюр чтобы “повысить статус”, может так случиться, что этим он только нанесет себе вред. Став евреем, он перестанет выполнять работу, для которой был создан. Миру он нужен именно таким, каким его сотворил Всевышний.

От человека требуется максимальное раскрытие заложенного в него духовного потенциала, тогда он принесет пользу своей работой, как евреям, так и народом мира. Мы почему-то воспринимаем различия между людьми как нечто негативное. К сожалению, в наше время люди не только не ценят непохожесть на других, но и всячески пытаются от нее избавиться.

Равенство же подразумевает наличие неопределенной, гомогенной людской массы, то есть равны, лишь в том случае, если одинаковы. Культурное многообразие и плюрализм почти недостижимы. Люди, непохожие на окружающих, чувствуют себя аутсайдерами. Маленьким группам тяжело отвоевывать свою индивидуальность. Человек, которому не критически важно оставаться собой, и который не понимает значимость своей индивидуальности, рано или поздно даже в самом толерантном обществе захочет ассимилироваться и стать “как все”.

Слово “святой” означает в иудаизме “особый”, “отделенный”. Человек свят, если ведет себя отлично от других живых существ, например от животных: человек не может есть, где захочет и что захочет, так как существует некий этикет, если же кто-то не следует этому этикету, говорят, что он ест, как животное.

Всевышний свят, потому что Он не такой, как человек. Он неограничен, у Него нет тела или каких-либо других физических параметров. Суббота свята, потому что отличается от других дней недели. Если еврей проводит Субботу, как обычный день, он отрицает ее святость. У евреев принято уважительно относиться к своеобразности.

Сегодняшнее общество всеми силами пытается стереть различия между людьми. Современная философская мысль проповедует идею, что все люди – боги. Магазины открыты всю неделю, и день отдыха отменен. Мужчинам и женщинам внушается, что между ними нет различий кроме физиологических. Наука подчеркивает и преувеличивает сходство человека с животными. Неудивительно, что отличительные особенности разных национальностей стараются вообще не замечать. Евреи постепенно сливаются с другими народами посредством смешанных браков, и молодежь смеется над родителями, которые еще пытаются убедить их в том, что создавать семью нужно с единоверцами. Они не верят в свою непохожесть на других и боятся самой мысли, что такое возможно. Одна из причин нежелания признать, что существуют различия между нациями в том, что истории известно множество случаев унижения одних народов другими, которые ставят себя выше. Однако если мы признаем, что народы, а тем более люди, отличаются и в тоже время, дополняют друг друга, то выиграют все, так как считать, что мы самодостаточны – тоже форма высокомерия.

Краеугольным камнем иудаизма всегда была вера в то, что в нашем мире из всего можно извлечь нечто хорошее, даже из, на первый взгляд, негативных вещей.

В своем знаменитом труде “Путеводитель заблудших” Рамбам объясняет, что даже тяга ко злу не всегда приносит вред. Наше злое начало, по Рамбаму – это импульс, побуждение к действию, неориентированное на что-то определенное, – сгусток энергии настолько сильный, что он способен, овладев человеком, сбить его с верного пути. Однако для достижения жизненных целей человеку тоже нужна энергия. Вывод: вместо того, чтобы бороться со своим злым началом и пытаться дистанцироваться от него, можно заставить его служить добру, накинув на него узду, и пользоваться его огромной силой. Хасидизм развил эту идею. У человека есть две души: животная и Б-жественная. Преимущество животной души в ее силе, которую сравнивают с силой быка. В Талмуде приведен пример про быка, на котором можно вспахать большой отрезок пшеничного поля, если он запряжен. Так же нужно работать и с животной душой: человек должен использовать свои интеллектуальные способности и “обуздать” животную душу. Если это удастся, животная душа будет служить Б-жественной, как лошадь наезднику, и ее сила будет использована во благо.

Рамбам видит в возникновении ислама и христианства Б-жественное провидение. Он пишет, что обе эти религии принесли знания о едином Б-ге и Мессии во все уголки планеты. Когда еще было в истории, чтобы общепризнанный религиозный авторитет писал про Б-жественную роль, сыгранную другими религиями? Рамбам видел в любом историческом событии шаг вперед к эре Машиаха, когда соберутся вместе все народы.

В своей книге “Мишне Тора” в “Законах покаяния” Рамбам описывает мир в виде весов, где на одной чаше – добродетель, а на другой – вина. Если человек совершает благочестивый поступок, то он спасает весь мир, но одно неверное движение склоняет чашу весов в другую сторону. И евреи, и не евреи должны понимать, что любой их хороший поступок имеет грандиозную силу, потому нужно стараться не пропустить ни одной заповеди, ведь мы не знаем: вдруг именно она приведет к избавлению всего человечества.

Нужно уточнить, что все изложенные здесь идеи работают только, когда есть четкие моральные рамки. Иначе можно рассуждать на тему: какое положительное влияние оказывают преступники и нацисты на свое окружение. Но по большому счету, только Всевышний знает какие наши поступки разрушают мир, а какие спасают. Он создал нас, Он установил моральные нормы, и только Он знает, что хорошо для Его созданий, а что плохо.

Мир не может управляться прихотями человека. Должен быть некий план, по которому можно постоянно регулировать процесс, чтобы было понятно: развивается человечество или деградирует. Этот план – Тора, Б-жественный закон, благодаря которому в перспективе виден личный вклад каждого в общее дело. Тора учит, что сострадание и справедливость ведут к усовершенствованию цивилизации, в то время как убийства и другие преступления – к ее уничтожению.

Тора также учит, что у разных людей – разные задания. Евреи должны выполнять 613 заповедей Торы, а у не евреев есть 7 заповедей, которые включают в себя: обязанность создать справедливую судебную систему, а также запрет идолопоклонства, богохульства, убийства, прелюбодеяния, воровства, запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного (то есть жестокое обращение с животными). Кроме того, Тора подчеркивает, что несоблюдение народами мира их заповедей тоже разрушительно, как и несоблюдение евреями своих. И то, и другое – необходимо. Никто не должен брать на себя чужие задачи, считая, что тем самым он принесет какую-то пользу. Только благодаря слаженной работе евреев и других народов, в мире сохранится баланс и спокойствие.

Истина не находится во владении какой-то избранной, закрытой общины, и остальным людям нет к ней доступа. Всевышний предоставил нескольким группам людей разные дороги для познания истины. Даже у мужчин и женщин – разные пути раскрытия своего потенциала, и Всевышний ясно дал понять, что женщине вредно принимать мужскую модель поведения. Творец дал женщинам особые заповеди, которые подчеркивают их женственность.

Мир бы не устоял, если бы его населяли только мужчины или только женщины, точно так же, как если бы существовали только евреи или только неевреи, или просто люди с одинаковой внешностью, или одинаковыми взглядами на жизнь. Пытаясь подражать кому-то, кем он не является, человек лишает мир красоты разнообразия.

Мир достигнет совершенства, когда евреи будут вести себя как положено евреям, а неевреи, – как положено неевреям, то есть в соответствии с теми ролями, которые им определил Творец. Тогда наступит эра Машиаха, не будет зависти, разногласий и войн. Люди увидят Б-жественную мудрость в каждом создании и безупречность Вселенной в целом. Все люди соберутся, чтобы вместе построить лучший мир, сохраняя при этом присущие каждому человеку качества. Этот мир не будет гомогенным, как представляют себе авторы разных утопических атеистических идей. Маркс и Сталин пытались построить более справедливый мир с помощью объединения всех рабочих, Гитлер тоже стремился к подобной утопии, но другими методами. Все они хотели создать некую реальность для какой-то определенной группы: для одной нации, одного класса. По какой-то непонятной причине людям кажется, что усовершенствование общества обязательно подразумевает единообразие всех членов этого общества. Однако результат далек от первоначальной утопической цели, результат это – Аушвиц и Гулаг. В эпоху Машиаха присутствие Всевышнего будет явно, всем людям станет очевидно, что мир, когда-то созданный Творцом, принадлежит Ему.

В иудаизме объединение никогда не подразумевает гомогенность, а скорее – наличие разных частей одного целого. Единение в браке не означает, что муж, подражая жене, одевает ее платье, а жена идет с ним на мужскую вечеринку. Брак – когда два человека, несмотря на существенную разницу между ними, объединяются через любовь друг к другу и становятся единым неделимым целым, и тогда, несмотря на законы математики, семейная пара составляет 1+1=1.

Этим уравнением можно описать и эпоху Машиаха. Большое количество различных “я” (разные народы, люди, мнения) объединятся, чтобы служить единому Б-гу, Создателю неба и земли, чья бесконечная сила и сущность проявляются в разнообразии творений, и все они – частички самого Творца. Такое объединение и является целью эры Машиаха.

Перевод: Марианны Усатинской
ИСТОЧНИК