Есть ли животные, у которых мы могли бы поучиться?

В Мишне приводятся слова рабби Йегуды бен Теймы: «Будь порывист как леопард, легок как орел, стремителен как олень и силен как лев, чтобы исполнить волю твоего Отца на Небесах» [Трактат Авот 5:20].

Что это значит? Можно более подробно прокомментировать это высказывание. 

Леопард

У леопарда, использующего свою порывистость, чтобы выжить, человек должен научиться быть порывистым в служении Б-гу (что необходимо для его духовного выживания), когда потребуется порывистость, чтобы «исполнить волю Отца в Небесах». Поэтому человек не должен быть пристыжен или боязлив, когда встречает людей, которые насмехаются над ним за его служение Б-гу и совершение праведных поступков. И хотя смирение хорошая черта в целом и импульсивность черта грешная, тем не менее, для того, чтобы поступить правильно перед лицом испытаний, человек обязан научиться у природы тому, что Б-г вложил в леопарда. Так он может вдохновить себя быть импульсивным тогда, когда его естественный порыв чувствовать смущение от чужих унизительных мыслей или комментариев, когда они видят, как он отрицает грех и остается на пути морали.

Орел

У орла с его легкостью свободного полета и стремительностью поиска и достижения своих целей, человек должен научиться легко двигаться с одного места на другое и от одной ситуации к другой, совершать добродетельные поступки и избегать неправильных мест и ситуаций. Человек не должен быть тяжел и ленив и думать, что если он однажды оказался в некой ситуацию или на какой-то уровень, приемлемо там и оставаться. Напротив, он должен научиться у орла двигаться дальше, лететь выше своими путями в своем служении Б-гу. Здесь заключена центральная тема: человек должен следить и обращать свой взор только на праведные вещи. Физически он должен отворачиваться и отказываться смотреть на бесстыдное и греховное поведение, как во внешнем мире, так и в мире, который он приносит внутрь через интернет, фильмы, телевидение и т.д. И взор своего разума не должен он обращать на зло в тех, кто окружает его, наоборот должен он с отметь на их хорошие черты со стороны и давать людям привилегию сомнения.

Олень

У оленя, известного своей стремительностью, человек должен научиться всегда быть быстрым и усердным в совершении благих поступков и в том, чтобы оставаться в стороне от греха. Как только предоставится возможность совершить доброе дело, человек должен стремительно совершить его и не откладывать, как сказал мудрец Бен Азай «беги, чтобы совершить даже простую мицву (заповедь или добрый поступок) и убегай от греха, для человека мицва приносит другую мицву, а один грех ведет к другому греху…» и как сказал мудрец Гилель «Не говори «когда у меня будет свободное время, я буду изучать Тору», так как у тебя может никогда не быть свободного времени». Долгосрочная цель этого размышления в том, чтобы приучить себя стремиться к хорошим поступкам, даже принуждая себя совершать их, до тех пор, пока это не станет второй натурой.

Лев

У льва, обладающего огромной силой и не имеющего страха ни перед одним созданием, человек должен научиться иметь силу в своем сердце и не бояться никакого противостояния в мире — ни тех, что сопротивляются Закону Б-га и путям справедливости и добродетели, ни своих собственных греховных наклонностей, которые делают тоже самое — когда он истинно знает, чего Б-г хочет от него в каждой ситуации. Также рабби Элиэзер учил своего молодого сына, рабби Исраэль Баал Шем Това, благословенной памяти. «Мой дражайший сын … Никогда не бойся никого и ничего кроме Б-га, будь Он благословен!»

Это принцип Торы «из положительного можно сделать отрицательное». Также как человек должен научиться хорошим чертам у некоторых животных, чтобы использовать их для служения Б-гу, Он вложил другие черты в животных, которые должны рассматриваться как негативные, находящиеся далеко ниже человеческого достоинства. Человек может применить эти нормы как в своей частной, так и в общественной жизни.

Раввин Моше Вайнер