Энергетика букв

буквыВесь тот свет, который опускается в наш мир из высших миров, облачается во множество разных форм. Каждая форма – отдельная энергия с собственной вибрацией и характерными для неё элементарными, зодиакальными, эмоциональными, цветовыми, вкусовыми и так далее свойствами. Основных форм, которые этот свет принимает, — двадцать две. Именно столько букв есть в алфавите священного языка. Помимо этих букв есть ещё пять конечных букв, а так же огласовки, «коронки»[1], кантилляции, усиления[2] и другие особенности, у которых тоже имеется своё особое назначение в духовных мирах. Все эти добавочные элементы, а так же сама форма букв – говорят о свойствах, которые приобретает свет, облачаясь в них.

В книге Тания[3] подробно объясняется то, как человек использует буквы своего языка. Сначала у человека зарождается идея, которую он хочет передать другому. Потом эта идея облачается в буквы нашей мысли, готовясь при этом быть высказанной. После этого человек высказывает свою идею при помощи этих букв. Самый нижний этаж духовного построения человека – нефеш, принимает в этом непосредственное участие. Нефеш – это вся жизненность физического тела. Через голос и дыхание частицы нефеш выходят наружу, но при этом от самой нефеш ничего не убывает. Чтобы объяснить это, существует чудесный пример того, как от пламени свечи можно зажечь другую свечу, но при этом огонь первой свечи не угасает и не уменьшается. Итак, нефеш работает с дыханием и голосовыми связками, чтобы любая идея могла передаться по физическому каналу – через звук. При этом частицы нефеш вкладываются в этот звук. Но выходящий звук длится очень короткое мгновение, а потом его заменяет другой звук – и так до полного завершения. Например, если я хочу сказать слово «радуга», я сначала произношу букву «р», потом плавно перехожу к произношению буквы «а» и так далее. Частицы нефеш, вложенные в эти буквы, отлетают от моих уст и больше никогда не возвращаются. Однако, влияние этих частиц нефеш ещё может быть передано слушателю. Поэтому учение Торы всегда лучше слышать непосредственно от своего духовного наставника, а не от обычного болтуна – даже если это будут они и те же слова. По той же причине рабби Нахман из Браслова в своём сочинении Ликутей Моhаран[4] говорит, что не желательно слушать инструментальную игру грешника, а игру праведника стоит слушать. Нефеш, которая даёт жизненные силы рукам музыканта, выражается через эту музыку и, попадая в уши слушателя, отпечатывается на его нефеш.

Что же касается самого говорящего, то к нему эти частицы нефеш никогда не вернуться, так как они уже вышли из него в виде букв. Однако, с речениями Творца дело обстоит иначе. Его речения и Он Сам – одно целое. Поскольку ничего не существует кроме Него и вне Него, весь тот свет, наполняющий Его буквы, остаётся при нём. Второе важное правило – речения Творца никогда не прекращаются. То есть, Его буквы не затихают и не заканчиваются для того, чтобы их сменяли следующие буквы. И третье правило – речение Творца и есть само творение. Всевышний создал этот мир без помощи какого-либо первоматериала. Он создал мир «из ничего», или, как говорит учение каббалы, — «йеш ми-аин»[5]. Получается, что материальный мир – это только буквы Самого Творца и ничего более. Кроме букв ничего другого не использовалось. Десятью речениями Творец создал этот мир, а другими словами – «сказал» этот мир.

Но если углубляться дальше, то получается, что Творец не просто «сказал», а до сих пор «говорит» этот мир, поддерживая его существование. Вот в чём основная разница между взглядом каббалы и взглядом всех других учений и религий по теме творения. Все остальные религии учат, что Г-сподь лишь однажды сотворил мир, а потом стал им управлять. Согласно каббале, наш мир всё ещё находится в процессе творения. В книге Псалмов[6] говорится «вовеки, Г-сподь, слово Твоё установлено в небесах». Баал Шем Тов трактует это так: вовеки слово Б-жье, которым от сотворил небо, сказав «да будет», — поддерживает существование небес. То есть, творение небес – это процесс не завершённый. Завершиться этот процесс никак не может, так как сами по себе небеса существовать не могут. Если, к примеру, Г-сподь прекратит команду «да будут небеса», то небеса просто исчезнут. Смотря на небо мы понимаем, что эта команда всё ещё звучит, при чём звучит одновременно и целиком – от первой и до последней буквы. А смотря на множество вещей и явлений в нашем мире, мы видим множество разных команд, которые поддерживают существование этих вещей и явлений каждое новое мгновение.

В каббале есть один важный намёк, который помогает в постижении устройства высших миров. Этот намёк – «по плоти своей увижу Б-га»[7]. Поскольку Творец создал человека по Своему образу и подобию, мы можем обратным путём по собственному образу приблизительно понять об устройстве высших миров, которые суть Сам Творец после Цимцума. В человеке завершённом есть пять этажей духовного построения: нефеш, руах, нешама, хая, йехида[8]. Миров, в которые облёкся Творец, тоже пять: Адам Кадмон, Ацилут, Брийя, Йецира, Асийя. Мир Асия соответствует этажу нефеш. В человеке самое грубое из тонких тел – это нефеш. Именно нефеш напрямую работает с материальным планом, а физическое тело (вернее, тот факт что оно живо) – это признак присутствия нефеш. Мир Асия – это тот мир, на «дне» которого был создан материальный мир – наша Вселенная со всем множеством галактик, планет, квазаров, звёзд и всего того, что мы, возможно, ещё даже не открыли. Таким образом мы видим сходство между нефеш человека и миром Асия Творца.

Подобие человека Творцу выражается в том, что человек вкладывает частицы нефеш в буквы своей речи, а Творец вкладывает свет мира Асия в материальные создания. Но разница лишь в том, что буквы человека затихают, а буквы Творца – никогда. Источник этого света находится выше нашего представления. Свет, которым Творец создал мир, облачив его в буквы, — спустился из миров гораздо высших, чем Асия. Так же и речь человека.

Нижний этаж нефеш имеют все живые и не живые существа. В царстве минералов нефеш находится в большем сокрытии, потому камни не двигаются и не издают звуков. Растения могут двигаться и видоизменяться, но очень медленно – в них нефеш открывается больше. Животное умеет издавать звуки, передвигаться, выказывать эмоции и мало чем отличается от человека. Единственное отличие животного от человека – неумение облекать звуки в буквы и слова. Получается, что для образования букв и правильной передачи идеи одной нефеш не достаточно. Способность человека понимать и использовать буквы исходит из более высокого мира. Уровень такой способности, разумеется, зависит от духовного уровня самого человека. Мы можем обратить внимание, что наиболее примитивные языческие народы не умеют писать или просто не придают письму особой важности. И наоборот – чем больше религия народа приближена к монотеизму и истиной морали, тем больше в ней придаётся важности какому-то «священному писанию». Буквы и слова Творца, ставшие материальностью мира Асия, так же получают свою подпитку из более высших миров.

Поскольку речь и буквы человека состоят из частицы его личной нефеш,  буквы и речения Творца состоят полностью из Его бесконечного света. То есть, вся материальность нашего мира (творение) – это и есть Сам Творец в Своём более низшем (материальном) проявлении. Такова тайна стиха «небо и землю Я наполняю»[9]. Вся материальная Вселенная на святом языке называется словом «тева»[10], а по-русски «природа». Гематрия этого слова с приставочным артиклем «h» равна гематрии имени Элоким. То есть, материальная Вселенная – это та эманация Творца, которая носит имя Элоким. А это имя получает свою подпитку от более высокого имени, состоящего из четырёх букв. Четвёртая буква heй – это мир Асия, третья буква вав – это мир Йецира, вторая буква hей – это мир Брийя, первая буква йод – это мир Ацилут, а верхний кончик первой буквы йод – это мир Адам Кадмон. Здесь я не буду вдаваться в детали и объяснения по поводу этих миров. Моя задача – помочь читателю составить приблизительное представление, которого будет достаточно, чтобы понять суть этой главы.

Итак, свет Творца спускался всё ниже в наш мир, облекаясь в буквы, пока не достиг своего максимально физического проявления, результатом которого является наш материальный мир. Эти буквы до сих пор пребывают в материальности, и следовательно в ней пребывает и Сам Творец. В иудаизме одно из имен Творца – это «Маком»[11], что означает «Место». Это потому что не мир (или Небеса) являются местом пребывания Творца, а наоборот – Творец содержит в Себе и небеса, и землю и всю материальную Вселенную вообще.

Каббала очень часто акцентирует внимание на том, что нет места, свободного от Его присутствия. Получается, что небо и Сам Творец не должны спорить за место, чтобы его наполнять. Если небо и Творец – два разных явления, то на месте неба может быть только один – или небо, или Творец. Если Творец – то как же мы всё равно видим небо? А если небо занимает своё собственное место, то оно уже занято и на нём не может быть Творца – тогда как же может каббала утверждать, что нет места, свободного от Него? Получается, что Он Сам и небо – это одно целое. Точно так же земля, камни, деревья и даже стол, на котором я пишу эту книгу, — одно целое с Творцом, это – Сам Творец, а точнее – Его эманации.

Если мы обратим внимание на то, как история о создании мира написана в оригинале, то мы заметим, что создавая что-то новое Г-сподь говорить «вайеhи» — «да будет». Слово «вайеhи» состоит из трёх разных букв: йод, hей и вав. Это те три буквы, из которых состоит непроизносимое четырехбуквенное имя Творца (буква hей в этом имени повторяется дважды). То есть, Творец не просто дал команду «да будет» и что-то появилось по Его воле. Такое толкование не подробно. Обычно, команда даётся тому, кто уже существует. Как же мог Творец обратиться к небу с командой быть, если неба ещё не было? На самом деле, Г-сподь, излучающий бесконечный свет, Сам сделал Свою эманацию (частицу Своего света) небом. Он использовал три священные буквы Своего имени (а Он и имя Его – целое), чтобы создать небо. Если смотреть в таком ключе, то совершенно нового ничего не было создано. Новое мироздание, новые небо и земля – они новые для нас и наших материальных глаз. А свет, буквы и эманация, из которых они сотканы – вечны так же, как вечен Г-сподь.

Любое явление и любой предмет в нашем мире сотканы из букв Всевышнего, которые от Него не отделимы. Например, слово «эвен»[12], означающее «камень», — состоит из трех разных энергий: алеф, бейт, нун. Смешав три вида этих энергий вместе и именно в таком порядке, получился камень. Слово «строить» так же имеет в корне буквы бейт и нун. Теперь мы видим связь: дома, дороги и ограды строят из камня. Творец один знает, как правильно комбинировать разного рода энергии, чтобы получить что-то определённое. Эти тайны «Б-жественной алхимии» Творец открыл первому человеку Адаму, предоставив ему возможность самостоятельно открыть названия всех животных. Адам смотрел на животное и помимо его внешнего вида и поведения видел так же его духовный корень в высших мирах. В соответствии с этим корнем Адам «угадывал» правильное название животного.

Помимо духовной сути у каждой буквы есть так же и внешний вид, который тоже содержит интересные намёки. Например, вот так на иврите выглядит слово «эц» — «дерево»:

עץ

Если мы хорошенько присмотримся, то мы заметим, что вместе эти две буквы напоминают форму дерева с ветвями. А вот так пишется слово «эш» — «огонь»:

אש

Здесь мы видим языки пламени, которые тянутся кверху.

Точно так же всё мироздание «написано» вот такими буквами. Наш мир – это программа, которую Программист написал на Своём языке программирования. Если мы вспомним к/ф «Матрица», то там главный герой осознал, что наш материальный мир является иллюзией и даже научился видеть «код», которым этот мир был написан. Братья Вачовски, снявшие этот фильм, позаимствовали идеи для фильма из учения каббалы. А после выхода этого фильма раввины организации «hидабрут»[13] выпустили серию видео-лекций, в которых приводят все параллели сюжетов фильма с учением каббалы и даже дают этому трактовку согласно каббале. В реальности весь этот мир так же написан буквами и огласовками, которые Творец открыл первому человеку. Святые Мудрецы могли видеть эти буквы. До наших дней дошла история о том, как великий каббалист из Цфата – Аризаль в один день не пустил на урок своего лучшего ученика – рабби Хаима Виталь. Учитель сказал, что «прочёл» у него на лбу о нехорошем поступке, который тот совершил. Рабби Хаим пытался вспомнить, что же он мог содеять плохого, но зря тратил время. Тогда Аризаль дал ему подсказку: не было оказано достойное почтение отцу. Тогда рабби Хаим вспомнил, что действительно в тот день не ответил отцу подобающим образом. Когда рабби Хаим извинился перед отцом, Аризаль пустил его на урок, сказав, что теперь буква гимел на его лбу развёрнута к двум первым буквам – алеф и бейт, которые вместе составляют слово «ав»[14], «отец». Буква гимел созвучна со словом «гомел»[15] и часто ассоциируется с выражением «гмилут хесед»[16] — «оказание милости».

Для того чтобы видеть этот духовный код в материальности нашего мира, нужно быть очень высокого духовного уровня. Когда народ Израиля получал Тору на горе Синай, все люди народа были такой высокой духовной ступени, что могли даже «видеть голоса» десяти заповедей.

Весь народ видел голоса и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся... (Исход 20:18)[17]

Народ Израиля, находясь на той духовной ступени, мог не только слышать, но и видеть буквы и слова Творца.

Эти буквы – свет Самого Творца, облёкшиеся в разные формы. Эти буквы живые и обладают разумом, каждый из которых является лучом разума Творца. Рабби Нахман говорил своим ученикам, что буквы молитвы, исходящие из уст человека, ласкают эти уста и умоляют произносить их медленно, так как не хотят расставаться с нефеш человека и его прекрасной молитвой.

Вся материальная Вселенная – это постоянная и живая пульсация, движение, течение и пение светящихся букв, из которых Вселенная состоит. Когда человек молится, уединившись в поле или в лесу, под его молитву «подпевают» все травы вокруг – так говорит рабби Нахман. Свет Творца и Творец – едины. Речение Творца, построившее мир, едино с Его устами. Потому и мироздание живо, как жив Творец, но только эта жизненность в материальном мире предельно сокрыта. Холодные и безжизненные планеты, которые пугают нас одним своим видом, на самом деле живы, в них постоянно перетекают и светятся речения Творца, которыми Он создал Вселенную.

Любое изменение в нашем мире – следствие того, как Всевышний перепрограммирует наш мир. Точно так же с точки зрения каббалы можно объяснить чудеса, совершаемые святыми Мудрецами, а так же десять чудес, которые были в Иерусалимском Храме. Чудеса, описанные в Торе тоже можно лучше понять с помощью каббалы. Рассечение вод Красного Моря на самом деле не было чудом, так как подчинялось законам физики. Другое дело, что конкретно на том месте эти законы физики были временно изменены. Чудес не бывает – во всяком случае для Творца. Коды свойства воды и гравитационных свойств земли были немного изменены, буквы были переставлены. Нам сейчас трудно даже вообразить или придумать такой закон физики, который бы заставил воды поделиться на двенадцать равных проходов и встать стеной, но для Творца невозможного ничего нет, потому что Он владеет ключом к мирозданию, который так же Сам изваял. Чудо – это когда Сам Г-сподь велит водам расступиться, а они не слушаются. Такое событие было бы чудом не только для меня одного. И когда допотопная цивилизация, обладая таким «ключом», пыталась сама без помощи Творца управлять природными процессами, — тоже произошло чудо. Люди той цивилизации, используя тайны каббалы и имена ангелов, решили сами себе вызвать дождь, вместо того чтобы молиться о дожде Г-споду. Тогда с неба посыпался огонь. Разве не чудо? Нет, не чудо, потому что на тот момент это не перечило новым законам физики. Почему новым? Потому что, как сообщает Мидраш, Г-сподь поменял местами имена ангелов воды и огня. Иными словами, буквы воды и буквы огня временно были переставлены местами. На тот момент вода с небес стала чудом, а огонь с небес стал естественным природным явлением. Ангелы – это те же программы, написанные священными буквами. Один ангел отвечает за ход планет, другой – за рост растений, третий – за поведение животных и так далее. А помимо этого есть ангелы, отвечающие за определённый народ, континент, цвет, вкус, зодиак, число, элемент и так далее.

На самом деле, это не мужи с крыльями, как их привыкли изображать язычники, а целые буквенные комбинации, которые программируют тот или иной физический или духовный процесс. Но сказать «комбинации» — это слишком грубо, потому что они могут говорить, принимать формы, открываться человеку в том или ином образе, так как они – живой свет, порождённый светом Творца как огонь от огня. Вот почему в Писании мы часто встречаем примеры того, как праведник беседует с ангелом. Часто праведник обращается к ангелу или нескольким по имени «Г-сподь», — это потому что сам ангел – всего лишь буквенная программа, описывающая определённое намерение и замысел Творца. Буквы этой программы являются частицами Творца, потому святые мужи видели в ангелах Того, Кто их посылает.

В книге Зоhар говорится, что по земле Израиля не могут ходить грешники. Однако тот факт, что по этой земле на протяжении всей истории ходили самые отпетые грешники и язычники, очень легко объясняется автором этой книги – рабби Шимоном бар Йохай. На самом деле, язычник не касается ногами святой земли. Просто всё время под его стопы подкладывает ладони Ангел Смерти. Если понимать эту аллегорию буквально, то можно попасться в ловушку. Каким образом этот ангел постоянно ходит вместе не с одним язычником, а со всеми язычниками, что находятся на святой земле? И какой толк в том, что он постоянно подкладывает ладони, если нечистый человек явно ощущает своё соприкосновение с землей? По каббале трактовать это можно так: Ангел Смерти – это Самех Мем, тот самый ангел, который является покровителем язычества и семени Амалека. Его территория – вся остальная часть планеты за пределами земли Израиля. Когда нечестивец ступает ногами по земле Израиля, он явно ощущает, что касается ногами земли – и это на самом деле так, но в этот момент буквенная комбинация земли прямо под ступнёй изменяется, делаясь как бы иной страной, в которой правит Самех Мем. Как только ступня отрывается от земли, комбинация букв возвращается к прежнему порядку.

Есть одна удивительная история о том, как один известный хасид и каббалист пил чай со своим внуком. В зажатом кулаке он держал кубик сахара. Когда внук спросил, почему дедушка пьёт горький чай, хасид ответил, что во рту он ощущает сладкий вкус. Тогда он отдал внуку свой кубик сахара. Мальчик положил сахар к себе в рот, а тот оказался совершенно безвкусным.

Эта история рассказывается ученикам, ищущим истину, чтобы помочь им правильно изменить своё представление о мире. Главное – воля Творца, вложенная в материальность, и правильное использование всего материального во имя Небес. Пристрастие к драгоценным предметам и желание чем-либо обладать – самый большой самообман во Вселенной. Весь материальный мир – это проявление Творца, а Сам Творец – бесконечная любовь и благо. Если человек способен увидеть это во всем и знает, как ответить скрытому свету своей собственной любовью и благом, то материальность ему больше не нужна. Такой человек – счастливый обладатель той внутренней сути, скрывающейся в физике этого мира.

[1] «Тагим», תגים

[2] «Дгашим», דגשים

[3] Гл. 20, 21

[4] Гл. 3

[5] «Есть» из «Нет»

[6] Псалмы 119:89 (в синод. 119:89)

[7] Иов 19:26

[8] От низшего к высшему

[9] Иеремия 23:24

[10] טבע

[11] מקום

[12] אבן

[13] Hidabroot.org

[14] אב

[15] «Оказывать»

[16] גמילות חסד

[17] В синодальном переводе слово «голоса» (קולות) переведено как «громы».

Автор: Исраэль Галицкий