Человек — цель и венец творения

Человек принципиально отличается от более низких ступеней Творения и непосредственно связан со Всевышним, будучи способен понимать Его речь. Некоторые ученые до сих пор придерживаются мнения, что человек является «родственником» человекообразной обезьяны. Но, сами того не сознавая, они не принижают достоинство человека, а возвеличивают его. Внешнее сходство лишь подчеркивает громадное различие. У человека есть нечто неуловимое, то, что, не поддаваясь никакому анализу и описанию, делает его человеком и подобием Творца.

Животное — всего лишь свидетельство действия в мире Божественного Начала, в то время как человек сам обладает возможностями, которые подобны неограниченным возможностям Творца. Более того, он обладает сознанием, при помощи которого он способен осмыслить наличие подобных потенциалов, скрытых в нем самом. Раби Акива подчеркивает в трактате Авот этот принципиальный момент: «Человек создан по образу Всевышнего, и ему дана возможность осознать, что он создан по образу Всевышнего».

Тора не исключает того, что в процессе Творения из более примитивных форм могли образовываться более сложные, однако не потому, что развитие шло как случайный процесс, а потому, что все происходит из Единого Источника и Творение в своем развитии, отражая этот аспект, проходит весь путь от простейшего, общего для всех, к более сложному, к разнообразию все более развитых форм. При этом, с точки зрения Торы, вообще неправомерно задаваться вопросом, за какое время происходили подобные изменения, т.к. время в обычном понимании определяется восприятием человека, а человек был создан последним.

Цель любого развития форм существования — создание условий, способствующих возникновению человека. «И образовал Бог Всесильный человека из праха земного» (Брейшит, 2: 7).

Фактически Тора рисует картину формирования человека как существа, принадлежащего физическому миру, из менее совершенных форм. Это становится очевидным в свете следующего комментария: «И сказал Всесильный: да произведет земля существа живые». Этот приказ, по словам мидраша, включает в себя и Адама. Итак человек, как живое существо, принадлежащее физическому миру, образован из земли, которая последовательно преобразуется во все более сложные формы жизни. Он не только является последней по времени возникновения и самой сложной формой, но вбирает в себя все предыдущие этапы развития, — вплоть до праха земного, с которого все началось, — чтобы образовать объект, о котором сказано: «И образовал Б-г Всесильный человека из праха земного». Суть заключается в том, что вечное, непреходящее, неслучайное, все то, что лежит в основе мира и его истории, то, о чем первая глава Торы говорит как о начале, является ни чем иным, как дыханием Бога, вдохнувшим вечную жизнь в созданную Им из ничего простую материю: «Когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а Дух Всесильного парил над водою» (Брейшит, 1: 2).

Тора не останавливается на том, что объявляет человека венцом Творения в том смысле, что он является самой сложной формой, итогом развития и гармоничным сочетанием всего того, что возникло до него. Она раскрывает тайную цель Творения: «И сотворил Всесильный человека по образу Своему, по образу Всесильного сотворил Он его» (Брейшит, 1: 27).

Эта фраза, подводящая черту всему рассказу о сотворении мира, подчеркивает, что вопрос о том, куда уходят биологические корни человечества, не имеет значения: Тора говорит об этом только для того, чтобы указать, что Творение, как единый процесс, направлено на создание существ, имеющих особые отношения со Всевышним, способных понять Его речь, как подобный понимает Подобного, и вести с Ним диалог.

Интересно, что современные философы вообще приходят к мысли, что любая научная теория в принципе не может противоречить Торе.

«Тора никогда не была и не может быть по самой природе вещей обоснованием необоснованного, того, что не может быть принято на логическом уровне в любой из научных теорий, даже той, которая еще не родилась. Тора была той преобразующей силой, которая послужила толчком для развития всех современных наук. Если ее чудесной силой они были порождены, то в конечном итоге через нее же они и осмысливаются» (Бальфур). Чтобы полнее ощутить красоту фразы «И сотворил Всесильный человека по образу Своему», для контраста следует познакомиться с научным описанием цепи последовательных превращений, приведших к возникновению человека, составленным одним из ведущих биологов нашего столетия Хекелем: монера породила амебу, амеба породила синамебу, синамеба породила сицилит...

Тот, кого беспокоит факт, что в Тору не включена новейшая из научных теорий, пусть попробует представить себе приведенный выше перечень в первой главе Торы, где описано сотворение мира.

Автор: д-р раввин Й. Герц
Источник