Цель семи заповедей — порядок мира

Есть семь самых важных законов человеческой жизни, которые Вс-вышний требует от человека. Семерка – это натуральное, естественное число. Можно сказать что семь – это цифра, которая символизирует порядок мира. Уже много раз перечисляли, что мир был сотворен за семь дней, это семь дней недели, есть цветов радуги и т.д.

Эти семь законов имеют отношение к трем категориям. Внутри этих трех категорий может быть очень много деталей, очень много возможностей расширения, дополнительных вещей. Но самое главное помнить, чтобы все эти три категории очень хорошо исполнялись и удачно стыковались, и чтобы наше отношение со Вс-вышним было построено на этих законах.

Первая категория

Первые три заповеди — это отношение между человеком и Б-гом. Сюда попадают запрет идолопоклонства, законы благословения Вс-вышнего, а также запрет на прелюбодеяние (общее название). Таким образом, внутри этих трех заповедей Вс-вышний требует от человека вести себя гуманным образом в этом мире.

Вторая категория

Три другие заповеди: не воровать, не убивать и осуществлять справедливый суд – это социальные законы. Но нельзя сказать, что это просто общественные законы. Они устанавливают основные принципы, по которым наше общество должно быть устроено.

Третья категория

Самая последняя заповедь – нельзя употреблять в пищу часть тела от живого животного. Собственно эта заповедь дана для того, чтобы вы посмотрели в зеркало и увидели свое настоящее поведение. Вы человеческое существо или вы животное? Или еще хуже?

Эти три категории представляют собой, с одной стороны то, что Вс-вышний от нас требует, ожидает, и то, что мы выполняем, отвечаем на его требования.

Цель этих семи заповедей — поддерживать человеческое общество на должном уровне. Например, мы видим, что мицва давать цдаку, давать на милосердие, не выделена отдельным законом среди семи. Но она автоматически попадает в ту группу, в ту категорию, где у нас социальные законы. Нормальное общество не может себе позволить выбросить, отторгнуть от себя бедных людей. Это не будет хорошо ни для общества, ни для людей. Это ненормально. И именно поэтому хотя у нас сейчас нет конкретной восьмой, девятой или десятой заповеди давать цдаку, но внутри этой категории структуры, где у нас прописаны законы, эта заповедь присутствует.

О почитании родителей

Запрет богохульства усиливает восприятие человеком необходимости уважать то, что заслуживает уважения и не обесценивать Вс-вышнего и всё, что с ним связано, и тех, кого нам необходимо почитать. Тора нас учит, что когда мы уважаем родителей, мы уважаем Вс-вышнего. Если мы не уважаем, не почитаем родителей, значит, мы не уважаем, не почитаем Вс-вышнего. Таким образом, человек, который изучает Тору, должен понимать, что он обязан уважать Б-га и так же уважать то, что Б-г влияет на него через родителей. А также особенно то, что родители дали ему жизнь и они обучают его, и что-то делают для него. Он должен уважать их. Другими словами, если я плохо отношусь к своим родителям, я точно так же плохо отношусь к Вс-вышнему. Прямая взаимосвязь.

Все дополнительные вещи, которые Тора предлагает, всё моральное поведение, которое мы видим в Торе для евреев, большинство этих деталей являются обязательными и для потомков Ноаха, точно так же как и для евреев. Частично, либо полностью. И всё это огромное количество дополнительных заповедей, о которых вы можете подумать, попадают внутрь этих семи заповедей. А эти заповеди в свою очередь попадают в три категории отношений: между человеком и Б-ом, между человеком и человеком, между человеком и самим собой.

Почему евреям заповедано соблюдать 613 заповедей?

Для начала нам необходимо понять основную разницу между 613-ю заповедями для евреев и семью заповедями потомков Ноаха. Абсолютно разная природа этих заповедей. Как я сказал раньше, семь заповедей – это фундамент человеческого общества. Они были даны еще Адаму. Мы никуда от этого не уйдём. Все потомки Б-ом и Ноаха обязаны соблюдать эти семь законов Ноаха. Но обязанности дополнительных заповедей ни в коем случае не было дано. Нет обязанности их соблюдать.

Еврейский народ получил особенный подарок от Вс-вышнего благодаря большим заслугам наших праотцов – Авраама, Ицхака и Яакова. Б-г преподнес нам подарок – Тора на горе Синай, с большим количеством мицвот, заповедей, которые, в конце концов, стали называться 613 заповедей.

Тот, кто не хочет быть евреем, не должен быть евреем. Нет никакого требования, обязанности нееврею становится евреем. Но с другой стороны, если нееврей очень хочет стать евреем и делает это искренне, он может так сделать. Но нет обязанности это делать. Всё зависит от человека, его желания.

Я хотел бы сделать небольшой вывод

Семь заповедей Ноаха – должны обязательно быть для того, чтобы поддержать высокий уровень общества. Без этих семи заповедей Ноаха мир не может существовать.

У нас есть примеры в Торе – это Большой Потоп, который произошел в поколение Потопа. Мир полностью испортился, не было никакого оправдания его существования, и Вс-вышний стер с лица земли все. Это может случиться, если в какой-то определенной области всё общество в неверии и испорчено, коррумпировано. Как сказал доктор Шульман — почему какой-то город до сих пор стоит и не разрушен? Только потому, что там есть один человек, который исполняет заповеди. Если нет оправдания существования, нет людей, которые соблюдают, то всё потеряется, все пойдет в никуда.

Я хочу сказать коротко

Я замечаю, что много неевреев обращаются ко мне с одним и тем же типовым вопросом. Не конкретно с этим вопросом, но такого типа, похожими вопросами. И у меня есть всегда на это ответ. Почему я не могу соблюдать больше заповедей, почему я не могу изучать другие вещи в Торе?

А ответ следующий. Во-первых, необходимо делать то, что от тебя требуется. Когда ты закончишь с этим, ты почувствуешь себя уже увереннее, ты имеешь возможность и разрешение поднять голову и решить – я хочу чего-то большего. Даже если хочу стать евреем, могу стать евреем. Но это всё вне нашего разговора. Здесь мы говорим о том, что необходимо сделать, то, что нужно делать, то, что ты обязан.

И во-вторых, и в этом состоит призыв Любавичского ребе, что необходимо всегда поддерживать общество неевреев на достойном уровне, соблюдая эти заповеди.

Автор: раввин Мойше Вайнер

Материал со II ой Международной конференции Бней Ноах в Иерусалиме.