Богатое наследство. Интервью

bogatoe-nasledstvoРав Моше Вайнер, написавший Шулхан Арух для народов мира, «Семь заповедей Творца», беседует с представителями ноахидов, живущих в Израиле Леонидом Шинкарюком и Дарьей Буровой. На встрече присутствует редактор газеты «Восхождение» Эзра Ховкин.

Краткая история такова: в середине 80-х годов наш Ребе объявил, что настало время рассказывать народам мира о Семи заповедях сыновей Ноаха (Ноя), обязательных для всех жителей Земли. В Штатах возникла организация «Аск Ноах» («Спроси у Ноя»). Среди прочих дел ее руководители решили, что настало время составить Шулхан Арух для народов мира.

Они поручили это раву Моше Вайнеру, который назвал свой труд «Семь заповедей Творца». Два первых тома, на иврите и английском, уже увидели свет. Эзра Ховкин получил разрешение переводить эту книгу на русский. Когда он начал выставлять отдельные главы в интернете, ноахиды, живущие на Святой Земле, захотели повидать составителя книги, и недавно эта встреча состоялась. Ее участники: рав Вайнер, Леонид Шинкарюк, Дарья Бурова и редактор Восхождения.

Л.Ш: – Должен ли Бен Ноах читать молитвы, и если да, то какие? Р.В: Как молились ноахиды до мирового потопа, или даже во времена Второго Храма, мы не знаем. Нас разделяют 1500 лет, в течение которых народы мира не соблюдали открыто свою истинную религию. Хочу заметить, что большую часть своей литургии евреи тоже разрабатывали постепенно. Только в период Мишны наши мудрецы решили сделать текст нескольких молитв единообразным и обязательным для всех евреев. Возможно, то же будет с молитвами ноахидов.

Д.Б: – Можем мы заимствовать что-то из еврейских молитв?

Р.В: – Есть молитвы обязательные, «хова», а есть произвольные, «недава». В первых говорится о чисто еврейском служении (скажем обязанность накладывать тфиллин или вспоминать Исход из Египта), а в других — человек благодарит Всевышнего или просит его о помощи. Характерный пример – Псалмы Давида, многие из которых стали молитвами. Вероятно, такие молитвы, как «Ашрей», «Таханун», может произносить и нееврей. Подводя итог, можно сказать: на сыновьях Ноаха (Ноя) не лежит обязанность читать какую-то определенную молитву, но само стремление раскрывать сердце перед Творцом похвально и помогает выполнять Его приказы.

Э.Х: – А как насчет благословений на пищу?

Р.В: – Благодарить Б-га за то, что Он дает нам, совершенно необходимо. Это можно делать на любом языке. То же относится к молитве после еды. И, в заключение: молитвенник для сыновей Ноаха нужен, но пока это не входит в план моей работы. Причина ординарная: до сегодняшней встречи никто не обращался ко мне, не поднимал вопросы, которые мы сейчас обсуждаем. Если возникнет группа людей, для которых вопрос «сидура» для Бней Ноах будет насущным и горящим, это вызовет ответную волну, и такая книга довольно быстро появится.

Д.Б: – У меня к вам вопрос по поводу праздников…

Р.В: – Эта тема нуждается в серьезном осмыслении. Не думаю, что сыновьям Ноаха стоит копировать еврейские праздники. Нет запрета, чтобы они молились вместе с евреями, но в принципе им нужно свое помещение, свой порядок молитв. Пока я могу назвать только один памятный день, который и для евреев и для сыновей Ноаха является общим — это Рош а-Шана, когда было закончено Творение, когда Всевышний начал решать судьбу каждого жителя Земли. Я бы начал составлять порядок молитв для Бней Ноах именно с Новолетия.

Д.Б: – А Суккот, ведь это же Суккот!..

Р.В: – Нужно четко видеть, что Творец поручил Бней Ноах, и что — евреям. Иначе получится гибрид, очередная «новая религия», а сколько их уже было… Если кого-то из ноахидов притягивает путь еврея, он может пройти гиюр, и это нормально. Однако если ко мне пришел человек, который не хочет становиться евреем, но мечтает быть честным и праведным в глазах Б-га, я обязан ему помочь, рассказав о 7 заповедях. Оба пути ведут к общей цели…

Л.Ш: Как лучше рассказывать людям о Семи Заповедях сыновей Ноаха?

Р.В: Во-первых, есть интернет. Люди, которых интересует этот путь, сами найдут объединения ноахидов, и нужно только помочь им разобраться в этой теме. Кроме того, почти у каждого имеется достаточно знакомых, с которыми он общается. Так почему бы не рассказать им о Семи заповедях? Давить – ни в коем случае. Наша цель ни в том, чтобы человек сразу заявил «да, признаю», а чтобы он сначала хорошо понял, о чем идет речь. Кроме того, на свете есть «ашгаха пратит», прямое вмешательство Творца, который посылает интересного попутчика или приятеля, которого вы не видели много лет, и он погружен в духовный поиск, а ты говоришь – вот, есть такой путь…

Э.Х: Как устроить свадьбу для бней Ноах?

Р.В: Готового ритуала пока нет, но первые шаги уже сделаны. К раву Шохату из Торонто обратились несколько пар неевреев, захотевших заключить брак в духе Семи заповедей. Он организовал публичную церемонию, где жених и невеста заявили о взаимной любви и верности, о том, что их дом будет построен на правде и любви к Творцу. Новые супруги и свидетели подписали документ, где это было подробно изложено, и состоялась праздничная трапеза.

Л.Ш: Насколько важно для Бней Ноах вести себя скромно до свадьбы?

Р.В: Нет проблемы, если молодые люди будут гулять в парке, сидеть в кафе и, лучше узнав друг друга, решат стать мужем и женой. Но интимные отношения до свадьбы противоречат Б-жественным нормам и здравому смыслу. Нужно дать Всевышнему возможность сделать шидух как положено, чтобы этот союз был прочным. Если пара ведет себя нескромно до свадьбы, и нарушает верность после свадьбы, то они не дают Всевышнему войти в их дом, и, скорее всего, такой союз распадется. Стоит напомнить своим знакомым, что будущие супруги должны сначала понять и принять характер друг друга, найти общие интересы и определить жизненные цели. После этого назначается день свадьбы, и затем уже следует все остальное. Сейчас вошла в моду полусемья, «бой-френды» и «герл-френды», но этот путь никуда не ведет, а, напротив, создает тяжелейшие проблемы. Возврат к «кодам скромности» – это одна из целей, которую должны декларировать ноахиды.

Д.Б: У меня вопрос по поводу скромной одежды для женщин и ношения головного убора.

Р.В: Скромность в нашем понимании – это не хиджаб, не паранджа. Одежда женщины должна закрывать те части тела, которые являются провокацией для мужчины. Еврейки после свадьбы должны покрывать голову, для ноахидов такого приказа нет. Однако в своей книге «Семь заповедей Б-га» я очень рекомендую делать это, поскольку, по мнению мудрецов, женские волосы тоже будят вожделение.

Л.Ш: Такие заповеди, как цицит, тфиллин, Шабат запрещены для неевреев?

Р.В: Да. Нельзя прибавлять или убавлять к тому, что нам заповедано. Еврей обязан накладывать тфиллин, у ноахида нет приказа это делать. Однако не стоит переживать, что евреям досталось «больше». У сынов Ноаха есть почти неограниченная сфера приложения сил: совершенствование человеческих отношений на основе мудрости Творца, заключенной в Торе…

Л.Ш: Какие части Торы можно учить нееврею?

Р.В: На этот счет есть разные мнения, но все сходятся на том, что в этот список входят все книги Танаха, т.е. Письменной Торы. Любавичский Ребе пишет, что сыновья Ноаха должны знать те части Галахи, где говорится о Семи заповедях, – например, отрывки из книг Рамбама. Некоторые авторитеты считают, что ноахиды обязаны ознакомиться с большим разделом Торы, где говорится о правилах купли-продажи, возмещения убытков и тому подобных вещах. Еще одна деталь: простое ознакомление с тем или иным текстом Торы не дает право на его толкование, так же как у постоянного клиента авиалиний нет права вести самолет. Комментарии могут писать люди, знающие правила токования, хорошо знакомые с мнением других авторитетов на эту тему. Кстати, даже среди евреев, обучавшихся в хедере, ешиве и пр., таких людей совсем немного.

Э.Х: Многие ноахиды впервые услышали о Семи заповедях, придя в Бейт- Хабад на уроки по хасидуту. Как правильнее им продолжить свое обучение?

Р.В: Есть беседа Ребе, где сказано, что им можно изучать первые пять глав из второй части Тании, «Врата единства и веры», и эти главы должны знать все бней Ноах. Знаток этой книги, ведя занятия с ноахидами, сможет найти подходящие места и из других ее частей. Но углубленно изучать всю Танию ноахидам нельзя.

Э.Х: А что делать ноахиду, попавшему на семинар по Кабале, куда принимают всех, и евреев, и неевреев?

Р.В: В моей книге «Семь заповедей Творца» прямо сказано, что сыновьям Ноаха запрещено изучать Кабалу. Я бы добавил, что многим людям запрещено преподавать Кабалу. Кабала – это путь служения Творцу через постижение святых и глубоких истин. Ребе пишет, что среди евреев в нашем поколении вряд ли найдется даже десяток людей, которые действительно занимаются этой службой. Можно ли серьезно воспринимать человека, который нарушает Шабат и при этом говорит о мире Ацилут, который способен воспринять первозданный свет Всевышнего?! Ко мне обращаются с вопросами на подобные темы, и я обычно спрашиваю: Хорошо, ты узнал нечто, но как ты эти знания применяешь? Давай лучше поучим части Торы. где сказано, как дать милостыню бедняку, как заботиться о родителях и пр. Религия, и еврейская, и бней Ноах, должна включать соблюдение заповедей Б-га, молитву, заботу о ближних. На свете много людей, которые вместо наркотиков употребляют мистику, но с той же целью, – уйти от нерешенных проблем. И есть другие, которые берут осколки Торы, лепят к ним свои домыслы, и воруют у простаков время и деньги…

Д.Б: Я привыкла учить беседы Ребе на темы недельной главы. Как теперь быть?

Р.В: Многие беседы Ребе написаны просто, и посвящены актуальным вопросам. Нет запрета их читать и размышлять над ними.

Э.Х: Как правильнее вести себя в разговоре с человеком другой веры?

Р.В: Уважительный тон нужно сохранять, даже общаясь с идолопоклонником. Лучше всего воспользоваться правилом золотой середины. С нашим возможным собеседником мы друг у друга в гостях. Я должен рассказать ему о 7 заповедях, если он никогда не слышал о них. Но делать это нужно без давления, – спокойная аргументация, и не более того. А если он перешел в наступление, нужно напомнить, что эпоха религиозных и других войн миновала. Мир стал на много терпимее и лучше, диктатур почти не осталось, а правящие элиты теряют власть. До недавнего времени мы боялись рассказывать народам о Семи заповедях, а сейчас они сами нас просят это делать. Большое богатство ожидает тех, кто начал изучать Семь заповедей, которые сберегла для неевреев нашa Тора.

ИСТОЧНИК