Бней Ноах и Шабат

После потопа Вс-вышний поклялся Ноаху (Берешит 8:22) о том, что «Впредь во все дни земли да не прекратятся сеяние и жатва, и холод и тепло, и лето и зима, и день и ночь». Это значит, что система природы больше никогда не будет находиться в состоянии полного покоя, как это было во время потопа. И это не только обещания, но установление закона природы, закона мироздания, существования вселенной.

Талмуд (Сангедрин, 58:2) трактует слова Торы «не прекратятся» в качестве запрета для представителей Бней Ноах на полное отстранение от конструктивной деятельности [1]. И запрет этот относится не только к соблюдению Шабата подобно сынам Израиля. Согласно Талмуду, сынам Ноаха запрещается даже устанавливать любой день на недели для полного отстранения от конструктивной деятельности, иными словами, никогда не предаваться полному покою.

Это означает, что повеление и обещание «да не прекратятся!» относится не к природе, законы которой действуют по слову Вс-вышнего, но и к людям, которые так же, как и природа не должны предаваться полному покою. Отсюда Рамбам постановил (Заповеди Царей, часть 10), что нееврей, который устраивал себе Шабат, достоин наказания Небес. Однако Рамбам добавил новую мотивировку для данного проступка, уточнив: «поскольку им запрещается добавлять какие-либо заповеди и вносить новшества в веру» (подобно тому, что еврейский суд налагает на неевреев данный запрет, так же и нееврейский суд должен действовать соответствующим образом). Иными словами, добавление Заповеди о Дне Субботнем к семи заповедям для Бней Ноах представляет собой попрание веры, предназначенной для Бней Ноах, полученной от Моше Рабейну на горе Синай, и превращение ее в другую веру.

Здесь следует привести пример монеты, где каждая из ее сторон служит для того, чтобы в конечном итоге составить собой одну целую монету.

Каждая заповедь позволяет видеть повеление в двух аспектах:

  1. Аспект человека: заповедь повелевает человеку совершать или не совершать те или иные действия, при этом, главным объектом, на который направлена заповедь, является человек, а не результат его действий.
  2. Аспект заповеди: суть заповеди состоит в том, что реальность должна быть такой-то и такой-то, и ни коим образом не должна быть иной, при этом, человек, совершающий или не совершающий какое-либо действие является лишь фактором, чьи действия приводят к данной реальности.

Пример. «Не убей»: является ли сутью данного запрета то, что человек не совершит убийства, или то, что в результате выполнения этого запрета никто не будет убит? Эта проблематика была описана мной в книге «Семь Заповедей Вс-вышнего», Законы об убийстве, часть 1. Здесь мной было представлено несколько суждений на этот счет.

Подобным же образом обстоят дела и с соблюдением Шабата – слова Талмуда относятся к реальности природы не прекращать своего хода, поэтому люди не имеют права допустить, чтобы природа пришла в состояние полного покоя, поскольку это будет представлять собой попрание заповеди и обещания Вс-вышнего «да не прекратятся», и тем самым будет нарушена реальность хода природы в мире.

Слова Рамбама означают, что даже если действия человека не возымеют какого-либо воздействия на реальность, ему запрещается прекращать конструктивную деятельность, поскольку тем самым он выводит себя из рамок природы, которой Творцом было заповедано не останавливаться ни на миг. Более того, человек как будто создает новую веру, предписывая самому себе исполнить новую заповедь, которая не входит в число заповедей Создателя. Иными словами, такой человек ведет себя совершенно недостойно.

Таким образом, касательно соблюдения Шабата представителями Бней Ноах можно сказать, что и с точки зрения результата, и с точки зрения поведения – Бней Ноах запрещено соблюдать Шабат в силу повеления Вс-вышнего «да не прекратятся».

***

Здесь следует добавить о новом воззрении на данную проблему, которое высказал Хатам Софэр (книга «Торат Моше», новые воззрения на отрывок из Торы о повелении «да не прекратятся»):

«…да не прекратятся и день и ночь» — Творец обещает, что не уничтожит народы мира, несмотря на то, что Вс-вышний мог заключить союз с Ноахом о том, что не уничтожит его потомство посредством того, что даст жизнь исключительно сынам Израиля, однако, пообещав, что день и ночь (а именно – созидательная, конструктивная деятельность дни и ночи) не прекратятся, Б-г обуславливает существование Бней Ноах постоянной, конструктивной деятельностью, непрекращающейся также и в Шабат (в отличие от сынов Израиля, которым было заповедано соблюдать Шабат).

Кроме того, заключив союз с Ноахом, Вс-вышний дал Ноаху обещание о существовании Бней Ноах.

Отсюда следует, что представитель Бней Ноах, который нарушает союз Творца с Ноахом и полностью отстраняется от конструктивной деятельности, сводит на нет существование всех Бней Ноах, и за это ему полагается наказание Небес.

Примечания

[1]  Производящая работа, имеющая продуктивную стоимость, ценность.

Автор: раввин Мойше Вайнер