Бней Ноах – будущее человечества

1002237_281077692037331_1303258038_nМы много читали об обращении евреев в христианство, насильственном или добровольном. Сейчас же я хочу рассказать об обратном явлении – интересе христиан к иудаизму.

Не так давно я провел 8 дней в Израиле в составе российской (в основном) группы христиан или бывших христиан, имеющих большой интерес к иудаизму, как религии. Прямо скажу: я был в группе единственным евреем и единственным совершенно не христианином.

Можно также сказать, что я попал в эту группу исключительно «по знакомству», но, как и остальные члены группы, – полностью на свои средства. Таким образом, «блат» здесь был очень и очень относительным, он определялся только моим интересом к Израилю.

Кто такие «Бней Ноах»? В переводе с иврита это означает «сыновья (дети) Ноя» – дети легендарного библейского героя, взявшего на борт своего ковчега свою семью – он и жена, своих трех сыновей с женами и по паре от всех животных. Сыновьями Ноя были Сим, Хам и Ияфет.

Евреев считают потомками Сима. Потомками Ияфета считаются народы Европы и северо-восточной Азии. К потомкам Хама относят народы Африки. Это если строго и точно. Обобщенно же евреев считают потомками Сима, а другие народы считаются «гоями», условно – «потомками Ноя». Евреям надо соблюдать 613 заповедей, указанных в Торе. Это очень трудно.

Всему же остальному человечеству Бог передал через Адама и Ноя всего 7 законов: запрет идолопоклонства – вера в единого Бога, запрет богохульства – почитание Бога, запрет убийства – уважение к человеческой жизни, запрет прелюбодеяния – уважение к семье, запрет воровства – уважение к имуществу ближнего, запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного – уважение к живым существам, обязанность создать справедливую судебную систему.

По Торе, нееврей, соблюдающий эти законы, имеет в Эрец Исраэль статус жителя – пришельца (гер-тошав). Рамбам пишет, что все народы мира должны соблюдать законы Ноя и тем, кто их соблюдает, есть место в Царстве Небесном, как и евреям.

Здесь мы должны еще раз вспомнить, что Тора – она для всех, но в разной степени:

— для всех – семь заповедей;

— для евреев – значительно больше заповедей;

— для когенов – больше заповедей, чем для остальных евреев;

— мужчины и женщины имеют разные заповеди.

Бней Ноах могут соблюдать 7 заповедей, но могут и больше. Ноахизм – это путь. Иудаизм может быть религией и у неевреев. Принятие Торы это доверие к иудаизму и раввинам. Христиане уже признают Танах, но пока не Устную Тору. Движение Бней Ноах – это полное признание иудаизма. При этом принятие иудаизма не будет означать то, что все автоматически станут евреями. Вопрос гиюра продолжает оставаться весьма сложным.

Бней Ноах это не народ, вера – это народ. После создания Государства Израиль и его развития на протяжении определенного времени вновь стала ощущаться необходимость строительства Храма. Зачем? Для фиксации, обоснования и показа Израилем сегодняшней цели своего существования.

Задача еврейского государства как убежища для евреев на сегодняшний день решена. В Государстве Израиль сейчас ощущается определенный идеологический кризис. Мы видим это по сообщениям и из Эрец Исраэль и по откликам в мире. Нас, евреев, во многом перестали понимать и наши враги из-за нашей мягкотелости, неопределенности, «левизны», я бы сказал, но самое главное, нас иногда не понимают и наши друзья. Для преодоления этого кризиса необходима постановка новых, современных и насущных целей и задач.

Именно сейчас пришло время сказать, что еврейское государство нужно всему миру для несения, передачи Божьего света, а Храм, после его отстройки, станет инструментом распространения этого света.

Идея рава Кука и его последователей рава Ури Шерки, рава Йоны Левина, доктора Пинхаса Полонского и их единомышленников заключается в том, что противостояние иудаизма и христианства сегодня в большой степени морально исчерпало себя. Многие христиане, в особенности протестанского направления, пришли к пониманию и даже признанию универсальности иудаизма как религии.

Придание движению Бней Ноах нового поступательного импульса, разработка путей развития этого движения было целью поездки нашей группы по Израилю и целью проведения конференции, посвященной Бней Ноах. Конференцию открыл рав Ури Шерки. Он рассказал об основных идеях Бней Ноах, заложенных еще равом Куком. Сначала, сказал рав Шерки, человечество делилось на евреев и детей Ноя.

Евреи соблюдали все заповеди согласно Торе, а дети Ноя, как правило, всего семь заповедей. Затем неевреи отошли от обязательного выполнения этих семи заповедей. Задачей нашей работы в этом направлении является возвращение Бней Ноах к обязательному исполнению семи заповедей, что может быть реализовано только посильным и постепенным приближением Бней Ноах к иудаизму.

Я тоже выступил на конференции. «Нас, евреев в мире около 15 миллионов, – сказал я. – Если рядом с каждым из нас будет хотя бы по одному Бней Ноах сила Израиля и притягательность иудаизма увеличится ровно вдвое». Я призвал еврейских раввинов и нашего научного куратора доктора Пинхаса Полонского активней привлекать к работе с Бней Ноах рядовых евреев, что может послужить успеху всего движения. На конференции не было принято обязательного к исполнению решения. Здесь были лишь обсуждены некоторые проблемы и намечены возможные дальнейшие шаги в этом направлении.

Идея Бней Ноах отнюдь не нова. Национальной идеей царя Соломона было распространение монотеизма. Мы знаем, что христианство и ислам – наши дочери. В большой степени они уже выполнили свою историческую миссию. Однако, благодаря им мы можем напрямую общаться со всем человечеством. Для этого совсем не надо всем становиться евреями. Иудаизм это универсальная религия для всего человечества. Именно сейчас перед нами и человечеством можно поставить вполне определенную задачу перевоспитания людей путем всеобщего распространения иудаизма.

В тексте использованы записи выступлений доктора Пинхаса Полонского в Петербургской синагоге.

Автор: Ефим Левертов

ИСТОЧНИК