Аборты и эвтаназия в свете законов для Бней Ноах

Данная статья о запрете убийства для потомков Ноаха, включая законы для Бней Ноах, касающиеся абортов и эвтаназии, представляют собой выдержки из V части книги «Божественный кодекс» раввина из Иерусалима Моше Вайнера.

1. Сыны Ноаха, совершающие убийство или кровопролитие, совершают смертный грех [1], как Б-г повелел Ноаху,[2] «Но только за вашу кровь; за души ваши взыщу; со всякого животного взыщу за это. И от руки человека, от руки того, кто брат ему, взыщу за душу человека. Кто прольет кровь человеческую, человеком кровь его пролита будет, ибо в образе Б-жьем создал Он человека.

Примечание: В большинстве контекстов традиционного простого толкования Еврейского Писания, данный термин в целом относится к любому человеческому существу, мужчине или женщине, как мы видим, написано в Берешит 1:27 «И сотворил Б-г человека (Адама) по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его; мужчину и женщину – сотворил Он их». Так, Адам в этом контексте означает человек.

Мудрецы поясняют:

(а) «…Но только за вашу кровь; за души ваши взыщу» относится к тому, кто совершает самоубийство.

(б) «… со всякого животного взыщу за это» относится к тому, кто подвергает смертельной опасности человека, помещая его перед опасным животным, которое убивает его.

(в) «… от руки того, кто брат ему» относится к тому, кто посылает другого убивать человека.

Во всех этих случаях, сказано «Я [Б-г] взыщу», что относится к наказанию Б-гом.[3]

(г) «Всякий, кто проливает кровь» относится к тому, кто убивает злонамеренно.[4]

(д) «Всякий, кто проливает кровь человека в человеке» относится к тому, кто убивает человеческий плод внутри человека». [5]

(е) «… его кровь будет пролита» относится к смертному приговору, вынесенному судом.[6]

Причина запрета на убийство проста и понятна: так нужно, потому что Б-г хочет, чтобы мир, который он создал, был населен людьми, живущими в мире, которые плодятся, а не убивают и не разоряют,[7] как сказано,[8] «Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить». Также ни один человек не вправе считать, что имеет превосходство над другими людьми, и быть способным отнять их жизни или нанести им травму, руководствуясь своими собственными желаниями. Напротив, человек должен осознавать, что есть Хозяин и Творец всего, Кто управляет миром и судит его обитателей. Человек должен уважительно относиться к жизни, собственности и чести своих ближних, и не причинять им ущерб и знать, что власть над людскими жизнями в руках одного лишь Господа, а у людей нет такой власти и такой свободы.

Примечание: Напротив, люди должны следовать указаниям Б-га в вопросах жизни и смерти, как учат нас этому законы Торы Всевышнего.

2. Запрещено убивать какое-либо человеческое существо, будь то мужчина или женщина; взрослый или ребенок; свободный человек или раб (также раб в собственности хозяина); глухой, имеющий физический недостаток, безобразный, старый или физически или психически больной; или даже человеческий эмбрион в утробе матери.[9] Нееврей, который убивает люБ-го из вышеуказанных, считается убийцей и отвечает за смертный грех.

Аборт

3. Всякий, кто ударит беременную и убьет ее плод, или врач, который делает аборт – в результате которого эмбрион перестает существовать,[10] или врач, который дает матери лекарство, вызывающее аборт или смерть эмбриона в утробе, или беременная, которая самостоятельно совершает такие действия над собой, несут ответственность за смертный грех — убийство.

Однако, тот, кто ударил женщину в другую часть тела, что привело к ее слабости и впоследствии к выкидышу, не несет ответственности в суде, так как в его действиях не было умысла вызвать выкидыш, а выкидыш был неизбежно результатом удара.

4. Всякий, кто нанимает врача для совершения аборта, нанимает убийцу и это наказывается Б-гом.

Эмбрион не считается человеком до достижения им срока жизни 40 дней от зачатия. До этого, его существование считается просто водой. Однако, в рамках запрета на убийство, в течение этого периода запрещено совершать какие-либо действия, приводящие к аборту, и Б-г будет взыскивать за уничтожение эмбриона.[11] Однако, в течении 40 дней, после того, как плодное яйцо было оплодотворено (момент зачатия), убийца эмбриона не несет ответственность за смертный грех в суде.

5. Даже если у матери есть эмоциональное оправдание нежелательной беременности (например, в случаях изнасилования или инцеста), аборт плода запрещен по причине суровости запрета на убийство.[12]Если известно, что ребенок, которого она носит в утробе, родится смертельно больным или будет иметь порок, запрещено делать аборт плода, и тот, кто так поступает – убийца.[13]

Судя по всему, если есть медицинское подтверждение того, что произойдет выкидыш плода или плод родится мертвым, или что он скончается в течении 30 дней от момента рождения, нарушающий запрет и совершающий аборт такого плода, не несет ответственность за смертный грех.

6. Беременная, чья жизнь ставится под угрозу из-за ее беременности, может сделать аборт. Все вышеуказанное касается абортов; однако, использование методов, препятствующих зачатию, допустимо для сынов Ноаха.

7. Всякий, убивающий рожденного ребенка, который не смог бы выжить в течении 30 дней после рождения из-за серьезной болезни или порока, освобожден от ответственности за смертный грех.[14] Если, однако, ребенок смог прожить, по меньшей мере, 30 дней после рождения, даже если при помощи медицинского вмешательства, он считается жизнеспособным и тот, кто убивает такого ребенка, несет ответственность за смертный грех.

Эвтаназия

8. Убийство смертельно больного или раненого человека или человека, находящегося при смерти, считается убийством, и с убийцы будет взыскано за смертный грех.[15] Если человек приблизил жертву к смерти убийственным действием, а потом другой человек нанес жертве смертельный удар (например, обезглавил), оба несут ответственность, если действовали намеренно [16] – второй исполнитель убийства, так как нанес смертельный удар, а первый,[17] так как его действия наверняка привели бы к смерти, и без действий второго («убийство после убийства»).

Однако, тот, кто ускоряет смерть «еще живого тела»[18] освобожден от смертного греха.[19] (Примеры «еще живого тела»:  человек, разрубленный надвое, или спина которого была вырвана «как хребет у рыбы», или бедро которого оторвано вместе с полостью, или шея которого вместе с плотью сломана – до того, как такой человек умрет, то есть пока его сердце бьется.)

9. Запрещено даже прикасаться к такому человеку, закрывать его глаза, так как такое действие может приблизить смерть, что запрещено в рамках запрета на убийство.[20] (Понятно, что человек не будет нести ответственность как убийца за то, что прикоснулся к умирающему, особенно, если нет уверенности в том, что такое действие может привести к смерти; напротив, Мудрецы предостерегают об этом как о возможном вреде человеку, находящемуся при смерти.

Тем не менее, всякому, кто пытается реанимировать человека, находящегося при смерти, или уменьшить его страдания,  определенно разрешено прикасаться к больному в попытках спасти его или помочь ему, и такое поведение считается достойным. Однако, с момента, когда врачу становится понятно, что спасти человека невозможно, запрещено к нему прикасаться.

10. Убийство из сострадания запрещено, даже если пациент испытывает страдания и хочет прекратить свое существование. Даже если понятно, что человек никогда не поправится, запрещено его убивать и тот, кто делает это – убийца. Все же, человеку нет необходимости не давать неизлечимо больному умереть, и разрешено позволить ему умереть, если таково желание больного, [21] при условии, что это решение принято в здравом уме и больной осознает свое состояние. Запрет касается только злонамеренного убийства, например, отключение приборов, обеспечивающих жизнь.

Однако, в случаях, когда сознание пациента не ясное и он говорит, что хочет умереть, и известно, что он принимает решение не в здравом уме, вышесказанное не применимо. Получается, что запрещено человеку позволить умереть по своему усмотрению, и обязательно нужно принять все возможные медицинские меры, чтобы спасти его жизнь.

Даже если у пациента нет надежды на выздоровление, и родственники не хотят, чтобы его страдания продолжались, они не вправе прекращать медицинское обслуживание больного. (Это не касается пациента, который находится на аппарате искусственного дыхания, но который находится в состоянии клинической смерти и у которого нет сердцебиения; в таком случае, можно отключать аппарат дыхания, как только человека признают скончавшимся).

11. Если человек близок к смерти (или все еще здоров) и выражает желание, в случае, если он будет находиться в предсмертном состоянии, чтобы органы его тела были извлечены для трансплантации перед его смертью (до того, как его сердце прекратит биться), такое действие запрещено, даже если, находясь в таком предсмертном состоянии, он точно умрет вне зависимости от того, что сделано. Очевидно, что если операция ускорит его смерть (а не улучшит его состояние).

Суровость греха убийства

12. Грех убийства настолько страшен, что убийство даже одного человека приравнивается к разрушению всего мира. Так Тора нам сообщает о Каине и убийстве его брата Авеля (Берешит 4:10): «Глас крови брата твоего взывает ко Мне — из земли...» Слово «кровь» употреблено во множественном числе, а не единственном, что означает «его кровь и кровь его потомков (которые произошли бы от него).

Поэтому, Б-г создал первого человека, Адама одиноким, чтобы показать, что если кто-либо убивает хотя бы одного человека,[22] он разрушает целый мир, вот, смотрите, от одного человека (Адама) произошли все люди на земле (включая Хаву, которая была частью Адама). Верно и обратное: если кто-либо спасает жизнь другому, он как будто спасает целый мир.

Другая причина создания Адама как одинокого человека в том, чтобы научить ценности мирного сосуществования – в том, что один человек не вправе сказать другому «Мой отец величественнее, чем твой», или высказывать иные формы провокационных заявлений. Кроме того,  Б-г сделал так, чтобы показать несостоятельность политеистов, утверждающих, что на Небесах имеется множество божеств (и что кем-то их этих божеств был создан первый человек).

Человечество умеет делать множество монет из чекана и все они одинаковы, но Святой Он, Благословенно Его Имя, Царь всех царей, создает человека по образу Адама и Хавы, и нет двух одинаковых людей, что учит нас тому, что каждый человек особенный. Поэтому, каждый человек вправе утверждать «Мир создан ради меня» [23] – то есть, ради добрых дел и служению Б-гу и человечеству, куда Он меня отправил, чтобы я реализовал себя в этом мире.

Источники

[1] Рамбам, Законы Царей 9:4.
[2] Берешит 9:5-6.
[3] Рамбам, Законы Убийц 2:3.
[4] Рамбам там же.
[5] Рамбам, Законы Царей 9:4.
[6] Рамбам там же.
[7] Рамбам, Законы Убийц 4:9.
[8] Йешая 45:18.
[9] Рамбам, Законы Царей 9:4.
[10] Хотя есть возможность поместить недоношенного ребенка в инкубатор, чтобы он выжил, если врач не намеревался это сделать и ребенок не был помещен в инкубатор, он виновен в убийстве.
[11] Понятно, что в этом случае, как и в случаях с любым убийством, кровь убитого и его не рождённых будет отмщена, как Б-г сказал Каину (Берешит 4:10): «Глас крови брата твоего взывает ко Мне — из земли...»  РАШИ поясняет: «Его кровь и кровь его [не рожденных] потомков».
[12] Игрот Моше Хошен Мишпат утверждает, что для сынов Ноаха это разрешено в худшем случае.
[13] Игрот Моше Хошен Мишпат разрешает аборт еврейке в первые 40 дней от зачатия, если установлено, что ребенок будет страдать от неизлечимой болезни, которая будет препятствием для нормального существования; по-видимому, то же применимо и для нееврейки, т.е. это разрешено, но такие решения должны быть тщательно взвешены по причине строгости запрета на убийство.
[14] Таково постановление Рамбама, Законы Убийц 2:6 касательно еврея, и согласно Заповеди Минхат Хинух 34 то же самое применимо к нееврею. [Однако это все же запрещено, в рамках запрета на убийство.] Разница между нежизнеспособным ребенком и смертельно раненным человеком (за убийство которого человек несет ответственность как за смертных грех) в том, что смертельно раненный уже знает, что значит быть жизнеспособным, а новорожденный, который родился больным, не может получить это знание о жизни.
(Указание непонятно касательно плода, который точно родится преждевременно и будет помещен в инкубатор – особенно в наши дни, когда существует вероятность, что ребенок выживет и станет полноценным – и будет ли нееврейка, которая делает аборт такого плода, нести ответственность за смертный грех. С одной стороны, такой плод должен считаться живым, так как у него есть большая вероятность, что он выживет после преждевременных родов, чем у смертельно раненного человека. И верно обратное, недоразвитый плод, рожденный преждевременно не имеет даже потенциала родиться «жизнеспособным существом». Постановление также неясно касательно женщины, которая скончалась, будучи беременной на девятом месяце беременности: тот, кто уничтожает ее ребенка в утробе, несет ответственность за убийство? Ведь считается возможным достать ребенка живым из утробы? Или он освобождается от смертного греха, ведь плод может умереть, если его отделить от матери? Похоже, что в обоих случаях, тот, кто совершает аборт, свободен от смертного греха, так как ребенок не сможет родиться жизнеспособным.)
[15] Рамбам, Законы Царей 9:4 и Законы Убийц 2:7.
[16] Означает, что каждый знал, что его действия могут причинить смерть жертве. Человек не освобождается от наказания, если он приближает смерть другого, чтобы уменьшить его страдания (даже для жертвы, которая смертельно ранена другим человеком). Смотри Божественный Кодекс, Часть I, ссылка 87, касательно того, кто по неосмотрительности пренебрегает изучением Законов потомков Ноаха.
[17] Рабби Залман Нехемья Гольдберг согласен с тем, что второй человек, который нанес удар, впоследствии чего человек скончался, несет ответственность; и поэтому, верно также, что тот, который убил человека, находящегося при смерти, несет ответственность, даже согласно мудрецам Талмуда, которые считают, что человек, находящийся при смерти, попавший в такую ситуацию жертвы, пострадавшей от действий другого человека, расценивается как смертельно раненный человек.
Однако он ставит под сомнение, что первый, кто нанес удар смертельно больной жертве, несет ответственность, так как согласно законам Торы, еврей, который ударил жертву первым, освобождается от ответственности, в случае, если второй затем ударил и тем самым убил жертву (и значит, ответственен за убийство). Также, в Тосафот на Трактат Санедрин спрашивается, почему первый ударивший человека, находящегося при смерти, должен быть освобожден от ответственности, если, как правило, большинство людей в состоянии при смерти не выживают. Тосафот отвечает, что по Законам Торы ударивший должен быть взят под стражу до выяснения факта выживания жертвы. Тогда становится логичным, что мы не делаем первого обидчика автоматически ответственным за убийство только на основании того, что в большинстве случаев жертва умирает, и поэтому, считается, что только второй (окончательный) нанесший смертельный удар, убил умирающего. Неясно из мнения Тосафот, освобождается ли на этих же основаниях потомок Ноаха, который первым нанес удар человеку, находящемуся при смерти, или применимо правило большинства, когда первый ударивший так же виновен, так как он нанес смертельный удар.
Автор отвечает, что нет источника в Тосафот, согласно которому, потомка Ноаха необходимо брать под стражу на время, пока не станет ясно, что жертва выжила. (Хотя, есть очевидная причина сделать так в нееврейском суде, ведь не имеет значения, будет ли нести человек ответственность согласно Закону Торы). Напротив, Закон Торы для потомков Ноаха применим для  большинства ситуаций.
[18] См. Рамбам, Законы Духовной Нечистоты  Гл. 2.
[19] Человек в таком состоянии считается уже мертвым, а не в состоянии при смерти. Человек же, находящийся при смерти, считается живым.
[20] Согласно Игрот Хошен Мишпат данный Закон применим к сынам Ноаха.
[21] Сынам Ноаха необязательны к выполнению Еврейские Заповеди (Ваикра 19:16), «Не стой при крови ближнего твоего,» и поэтому им необязательно спасать нееврея или еврея, который не хочет, чтобы его спасали. См. Игрот Моше Мишпат, даже у еврея нет заповеди стремиться продлить свою жизнь, если ему осталось недолго, и он мучается. Это не относится к категории цитируемой заповеди, так как жизнь человека не может быть спасена. Для сынов Ноаха, у которых нет этой заповеди, и если пациент не желает, чтобы его жизнь была спасена, нет обязанности предпринимать попытки по спасению, даже если они будут успешными. Это понятно из Тосафот на Трактат Санедрин в отношении спасения жизни беременной за счет жизни ее плода. Хотя человек не уполномочен наносить себе вред, мы обсуждаем только вопрос неприменения систем жизнеобеспечения. Человек, который безнадежно болен, страдает и не хочет жить, не обязан продлевать свои страдания с целью продлить жизнь; поэтому ему допустимо устроить себе ситуацию, при которой его болезнь возьмет свое, и если он не будет при этом нарушать какую-либо заповедь.
[22] Этот отрывок использован Рамбамом в комментарии к Мишне Санедрин. Это версия из Иерусалимского Талмуда.
[23] Рамбам, Законы Санедрина, там же: «Каждый человек вправе сказать «Мир создан ради меня» (включая потомков Ноаха в этом фундаментальном принципе).

Источник